Материальная этика ценностей за Максом Шелером

Max_SchelerПрочитав одну из важнейших работ Макса Шелера, мое мнение оказалось неоднозначным, и достаточно субъективным. В данной его работе последовало множество примеров изложенных в вышесказанной теме, с которыми я была согласна и которые я отрицала. Для того дабы понять всю суть я предлагаю разобрать что же такое материальная этика ценностей, и как я трактую данную терминологию.

Этика ценностей априори является формой этики, для которой специально аналогичной приходится кантианская формальная этика, по сути, за это Шелер и назвал ее именно материальной. Иммануил Кант считал, что моральное повеление есть формальным законом, который не способствует тому чего индивид стремится и должен желать потому как человеческая сущность добра являет собой формальность чувства воли.

У Иммануила Канта термин «материя» переходит в дело чувств, все принципиальные позиции ( идеи, категории) есть, наоборот, чистыми его формами, кроме этого они явно претендуют на определенную общую значимость. Макс Шелер считает отнюдь по-другому: не является верным все то, что все априорное есть формально, как и то, что все что есть материальным – априорно.

Экзыстенция или же бытие, к примеру, какой либо вещи как полноценной ценности, проявляется и постигается в акте эмоциональном, но отнюдь, не интеллектуальном. Функционирует, также, чистейшая априорная ценность – «одухотворенные эмоции» : любовь, воление, предпочтение, ненависть, чувствование, все они, также, обладают абсолютно априорным своим содержанием, которое они не позаимствовало у мышления и которое в итоге определяется этикой отнюдь независимой от логики.

Также есть первичное чувство определяющее ценность, собственно на котором и основано осознание ценности и ее сознание, оно является как материальным, так и предметным сознанием. Сама же ценность не является законом или повелением, в то же время она не является реальным образованием, но все же она представляет материальное и объективное в своем содержании образование. В силу своей объективной природы она преобладает способностью трактовать полное содержание повеления.

Перейдем к моей точке зрения. Все же я считаю, что «материалистическая этика ценностей» является абсолютным и точным подтверждением отмеченной уже выше философии и аксиологии. Пред нами она предстает в своей ограниченной части высокого философского учения, которое сочетает в себе такие отрасли как: антропологию, философию жизни, феноменологию. Я считаю, что Макс Шелер оставил за собой заметный след в аксиологии – практически все широко используемые в данный период теоретические исследования, не обходятся без обращения к его детищу.

Что привлекает в трудах Макса Шелера, так это тот факт что он никогда не сомневался в том, что способности человека как индивида заключаются в том дабы познать трансцендентный мир этих самых ценностей. В первый период творчества его позиция является совершенно чуждой любому проявлению агностицизма. Через познание сущностной структуры и сущностное познание мы способны познать и собственно конституцию действительного мира и также конституцию всевозможного мира.

Шелер правильно обращал внимание на роль наших чувств в результате постижения ценностей, потому как только в том проявляется одна из самых важных и главных особенностей ценности, они должны почувствоваться «сердцем» а не только быть понятыми разумом. Иногда наш разум может быть представителем ложных оценок, неправильного и неконкретного выбора. В доказательство служит прекрасный пример из романа Федора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание». Для Макса Шелера это самое чувственное познание важно особенно, оно играет одну из самых важных ролей в его работах, ведь чувствование ценностей – это особое познание, которое постигаться через переживание, что есть важным для дедукции.

Шелер цитирует: «Как свет обнаруживает и самого себя и окружающую тьму, так и истина есть мерило и самой себя и лжи». Вот только у самого Шелера эту важную роль играет одна вещь. Такая вещь как самоданность. Поэтому вполне возможна ситуация при которой только одному субъекту открывается так званая ценность. Как, все таки избежать субъективизма и его ошибок при познании ценностей, да и вообще, при постижении мира? В сущности , Шелер и сам не дает полностью убедительного ответа на подобно поставленный вопрос, возникающий у сомневающихся или в принципе отрицающих данный метод познания.

Думается, что та самая ценностная сущность может открыться только в чувстве к одному человеку и также в одном только факте. В единичном случае и проявляется его сущность. Мы можем открыть несущественное и случайное а достать важное и невероятно нужное. Все что для этого нужно – это полноценная и рациональная разработка соответствующей методологии, чем собственно говоря и занимается феноменология, чем собственно и занимался великий человек..

Макс Шелер!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.