Социально-исторический подход к изучению природы морали

Moral_EticaВ истории изучения человеческой культуры множество мнений относительно происхождения природы морали. В некоторой мере они восполняют друг друга и создают в культуре масштабное, разностороннее уяснение морали. В своем эссе я попробую рассмотреть центральные теории и раскопать корни морали которые она запустила еще в глубочайшей древности.

В современной этике закрепилось три наиболее общие теории происхождения морали.

Первая гипотеза происхождения морали, абсолютистская. Ее основанием считается духовное либо иное вне историческое, абстрактно заданное начало, внешнее существование человека. Основываясь на данные взгляды, нравственность это сфера жизни, совершенно самостоятельная и не зависящая от эмпирических, психофизических, житейских свойств человека.

Иными словами, нравственность (мораль) рассматривают как нечто данное к природным и социальным свойствам человека и его жизнедеятельности. Подобный подход к понятию морали и нравственности вынуждает человека подавлять свои природные побуждения, требует добродетельного поведения, самопожертвования и направляет на пассивное принятие стандарта морали. К этой теории, например, склоняются такие философы как Платон, Гегель и Кант. Но, по моему мнению, сторонники данного философского направления, корни морали выносят за рамки общества и явно преуменьшают роль личности человека в процессе формирования морального сознания.

Натуралистические концепции связывают мораль с естеством человека, его эволюцией и психобиологической предопределенностью нравственных свойств людей. Единомышленники натуралистической концепции излагают мораль как момент эволюции природных закономерностей. Другими словами, согласно натуралистической концепции, мораль сформировалось много лет назад как логическое продолжение и усложнение инстинктов животных. Эти теории были выработаны в исследованиях М-Р Дарвина, Г Спенсера, П Кропоткина т.п. В частности, М-Р Дарвин указывал, что множество эстетических и нравственных чувств, которыми гордятся люди можно обнаружить и у животных.

Для примера он называл вскармливание животными чужих детенышей. Анализируя взгляды сторонников гуманистической теории, можно подытожить, что являясь социальным животным человек живет в обществе себе подобных, придерживаясь социальных инстинктов. Впоследствии биологические инстинкты эволюционируют в душевные способности, укрепляются и становятся нравственностью. В таком случае мораль тесно связанна с психологией, законами коммуникации, оказывается неотделимым элементом человеческого саморазвития.

Антропологическая теория, расценивает мораль как неотделимое качество человека и выливается в учениях Демокрита, Аристотеля, К. Гельвеция, Ж.-П Сартра, Э. Фромма. Единомышленники социальной теории об толковании моральных норм и нравственного поведения общества и человека основываются на восприятии морали как одного из главных социальных явлений. Иными словами, с каждым шагом развития, человечество определяет принципы и нормы поведения которым следует придерживаться, и которые, в последствие, становятся шаблонными, то есть нравственными или безнравственными.

Вследствие этого осуществляется всестороннее представление о правильном и не правильном поведении. С течением времени и сменой эпох меняется и содержание принципов и норм, в них отражается сложившийся образец существования человеческого общества. По моим личным ощущениям, эта теория самая объективная из всех предыдущих и вероятно я склоняюсь именно к ней.

Развиваясь общество высказывает массу требований к поведению человека, бесспорно, возникновение морали связанно с духовным ростом человечества. Таким образом моральные принципы поведения первобытного человека устанавливались в условиях жесточайшей борьбы за жизнь. На первых ступенях первобытной общины ни у кого не возникало мысли осуждать убийц, людоедов, воров и т.д.

Современный же человек считает такие явления безнравственными. С формированием элементарных религиозных и моральных норм, общественный порядок совершенствовался благодаря системе запретов (табу). В ходе исторического развития из запретов образуются традиции, обычаи и ритуалы. Архаическое понятие справедливости отражает обычай кровной мести, когда семья убитого требует смерти убийцы в порядке возмездия.

С развитием государств оформляются законы морали. Самыми известными древнейшими памятниками законодательства являются «Законы Хаммурапи», «Кодекс законов Шумеров», «Законы Ману», «Законы Солона». На примере этих документов мы можем сформулировать определенное представление о сложившимся мировоззрении на те или иные поступки. В пример приведу один из законов Хаммурапи: Если при жизни отец не признал своих сыновей от рабыни, то когда отец умрет дети рабыни не могут претендовать на его имущество, но рабыне и детям должна быть предоставлена свобода.

Новые формы морального регулирования поведения человека появлялись в процессе социального разделения общества. Заповеди христиан: «не укради», «не убей», «не прелюбодействуй» и т.д. образовывались в средневековом обществе. Эти моральные принципы объединялись идеей равенства перед Богом. В современном мире моральные нормы и принципы декларируются и фиксируются законодательно в гражданском и уголовном кодексах.

Характерная черта морали в ее справедливом отражении норм поведения людей зародившиеся в обществе. Без сомнения, любое общество и народ уникален в своих моральных принципах, они отличается собранием норм ,порядков, правил. В этом я ощущаю особую прелесть, которая стоит того что бы изучая древние народы вникнуть в самую глубь его сознания именно в нем и кроется мораль.

Социально-исторический подход к изучению природы морали: 2 комментария

  1. Borisov

    Социологический подход к морали не учитывает в должной мере глубинные истоки морали, теснейшую связь общественной жизни с природой, Космосом.

    1. Адміністратор Автор записи

      Согласен, но не доконца. Природа и физиология человека как источника морали являеться также дискусионным.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.