Почему мораль осуждает самоубийство?

suicidВ те далекие времена, когда человеку действительно приходилось бороться за выживание – и бороться не на шутку, у многих народов существовал обычай избавлять общину от слабых, а значит, бесполезных, членов.

Существует байка о том, что какой-то миссионер, испытавший шок от традиции, согласно которой старики-эскимосы добровольно уходили в тундру, чтобы замерзнуть там насмерть, убедил-таки эскимосскую общину быть милосерднее.

Когда через несколько лет он решил их проведать, оказалось, что община вымерла, — из чего вроде бы следует, что гуманизм не каждый может себе позволить. (Хотя община могла вымереть и от оспы – кто ж теперь разберет?)

В Японии обычай уносить старых родителей в горы на верную погибель сохранялся очень долго (причем родители сами просили детей это сделать, что, в принципе, можно приравнять к суициду). Гора Обясутэяма в переводе и означает: «гора, где оставляют бабушек».

С другой стороны, есть общества, у которых отношение к суициду как к предосудительному поступку закрепилось очень давно и не имеет отношения к уровню цивилизованности. Многие африканские племена испокон веков считают самоубийство безусловным злом, которое осуждается и заслуживает наказания.

В древней Греции, колыбели цивилизации и оплоте демократии, право на самоубийство надо было согласовать с государством. В Афинах власти хранили цикуту и выдавали желающим согласно закону. Самоубийство, совершенное не по процедуре, влекло за собой посмертный позор, самоубийце отрубали руку и хоронили отдельно от тела.

Поскольку античный мир – это, в первую очередь мир философский, отношение к самоубийству варьировалось в зависимости от школы. Пифагорейцы, например, считали, что самоубийство это плохо, потому что нарушает вселенскую гармонию. Аристотель клеймил самоубийц как малодушных трусов. Сократ считал, что суицид недопустим, поскольку человек приходит в мир по воле оогов и не должен избегать уготованной ему участи.

В Римской Империи, где философия потеснилась и уступила место юрисдикции, самоубийство стали считать уголовным преступлением. За него полагалась конфискация имущества, семье запрещалось носить траур и предавать тело земле. Однако случаи самоубийств по приказу главы государства были вовсе не единичными. Самый известный такой самоубийца – Сенека, покончивший с собой по прихоти Нерона.

Отношение к суициду у разных обществ различное. Оно зависит от культурной традиции, принятой в той или иной человеческой общности. Со временем едва ли не основную роль в формировании отношения к самоубийцам стала играть религия.

Представители восточных религий – индуисты, буддисты – относятся к самоубийству терпимо. В традиционной японской культуре виды самоубийств даже регламентированы. Культура совершения самого известного — харакири (сэппуку) была настолько разработанной, что в некоторых случаях сэппуку вовсе не считалось делом добровольным. Оно считалось делом обязательным. Делом чести, ежели угодно.

В Индии вдова кончала с жизнью, осуществив акт самосожжения. Если все происходило согласно обряду – никто самоубийцу не осуждает. Принять смерть вместо позора – вполне нормальная штука в восточной традиции. Видимо, это связано с верой в перевоплощение – как бы ты не извернулся, ничего непоправимого не произойдет. Просто достигнешь просветления на одну жизнь позже – или не достигнешь вообще. Карма…

Иудеи к суициду относятся без восторга – Талмуд трактует попытку самоубийства как преступление. Однако иудейской традицией вполне допускается, что самоубийца может пребывать в исступленном состоянии, и достоин скорее жалости, чем наказания.

Ислам самоубийц тоже не жалует, но самоубийство во имя Аллаха уже не грех, а самый что ни на есть подвиг.
Самыми непримиримыми борцами с самоубийцами оказались последователи Христа. Думаю, сам Христос здорово удивился бы, узнав, каким злобным образом люди использовали его учение.

В 452 году Орлеанский собор заклеймил самоубийц, как «объятых дьявольским безумием». Орлеанский собор (533) отказал самоубийцам-преступникам в христианском погребении, мотивируя это тем, что они таким хитрым образом избежали законной кары. Бражский собор (563 год) отказал в отпевании и погребении всем самоубийцам без разбору – преступники они там или порядочные граждане. В 693 году даже самоубийцы-неудачники отлучались от церкви. Самоубийц не отпевают по христианскому обряду по сей день.

Церковные догмы здорово отражались на светском законодательстве. Английское законодательство времен Эдуарда ХІ самоубийцы ставились в один ряд с разбойниками и ворами. Датчане тело самоубийцы выносили в окно (в дверь выносить запрещалось), а потом тело сжигали – это должно было символизировать вечное адское пламя. В Аббервиле самоубийц волокли на рогоже по улице, ничком. При Людовике Святом (ХІІІ век) имущество самоубийцы подлежало конфискации, а если дело касалось дворянина, его замок разрушали, а герб уничтожали.

Российская империя ничем в этом смысле от Европы не отличалась.

Но средние века заканчивались, наступала эпоха гуманизма. Первый, кто решился высказаться о самоубийстве иначе, был Монтень. Дэвид Юм опубликовал свой труд «О самоубийстве» через двадцать лет после его написания – в 1777 году. Книга была моментально запрещена.

Стали отменять законы, предписывающие уголовное наказание для самоубийц. Правда, происходило это медленно. Еще в 1881 году в США, штат Нью-Йорк за попытку самоубийства полагался срок — 20 лет. По английскому закону 1875 года в случае неудачного самоубийства государство завершало начатое (видимо, чтобы неповадно было привлекать к себе внимание таким экстравагантным способом).

Потом, конечно, законодатели слегка подобрели, но не слишком: с 1941 по 1955 год к уголовной ответственности за попытку лишить себя жизни в Англии привлекались 44956 человек. 346 оправдали, 308 посадили в тюрьму, остальные отделались легким испугом (условными сроками). Да что там говорить – в великолепной Британии самоубийство перестало быть уголовным преступлением только в 1961 году! Гагарин в этом году полетел в космос!

Человеку присуще ценить собственную жизнь – на то инстинкты. Может, поэтому общество и сейчас относится к самоубийцам не иначе, как к «тронутым». В некоторых странах самоубийц, чья попытка была неубедительной в смысле результата, принудительно лечат.

Однако не все так однозначно. В Гарварде провели очень интересное исследование: по историям болезней людей, покончивших с собой, врачей попросили поставить диагноз. Некоторые истории были изменены — информация о суициде больного была опущена, все остальное оставалось в первоначальном виде. Врачи, понятно, об этом не знали. Результаты диагностики превзошли все ожидания: в случаях где врачи знали про самоубийство, в 90% была диагностирована психическая болезнь. В случаях, где о суициде было неизвестно, — всего в 22%.

Нельзя обойти вниманием те случаи, когда самоубийца не просто хочет покончить с собой, а еще и стремится привлечь к себе внимание: прыгнуть с высотки в людном месте – на головы изумленной публики. Или под поезд метро, застопорив движение на несколько часов. Из личного опыта могу сказать, что такие эскапады вызывают только раздражение. Хочешь убиться об стену – пожалуйста, это личное дело каждого. Но доставлять неудобства целому городу совершенно необязательно.

Согласно статистике самоубийств, в окружении каждого человека, покончившего с собой, в среднем остается 6 человек, для которых его смерть стала тяжелой душевной травмой. Уже одно это заставляет общество относиться к самоубийцам как к малодушным безответственным людям или как к эгоистам, совершенно не беспокоящимся о своих близких. Так что со времен Аристотеля ничего не изменилось.

Однако, с начала ХІХ века количество самоубийств продолжает возрастать – и никакое общественное порицание не способно поправить дело. По официальным данным каждый год кончают с собой около 1 млн. человек, и прогнозируется, что к 2020 году их количество возрастет до 1,5 млн. У исследователей вызывает серьезное беспокойство также и тот факт, что суицид «молодеет»: за последние десять лет число самоубийств среди молодежи выросло в 3 раза. Основные причины суицида: неразделенная любовь, конфликты с родителями и сверстниками, страх перед будущим, одиночество. Глупости, в общем – но тем тревожнее.

По показателю суицида ВОЗ делит все страны на три группы: с высоким и очень высоким уровнем самоубийств (свыше 20 человек на 100 тыс. населения), средним уровнем (10-20 человек на 100 тыс. населения) и низким (менее 10 человек на 100 тыс. населения). В 2012 году в Украине покончили собой 16,8 человек на 100 тыс. В 2000 году этот показатель составлял 29,8 человек на 100 тыс. Так что можно сказать, ситуация улучшилась. Однако статистика свидетельствует, что сильные социальные потрясения увеличивают количество самоубийств – так, после строительства Берлинской стены число суицидов в ГДР возросло в 25 раз! Так что, вполне возможно, украинская статистика в этом отношении изменится, и довольно скоро.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.