Метаэтика, нормативная этика, прикладная этика.

Etica2Этика – одна из отраслей философии, изучает мораль и правила поведения в обществе. Главная проблема — это добро и зло. Нравственность и оценка человеческих поступков, отношения в коллективе, семье и в кругу друзей – это все изучает этика. Центральный вопрос, на который отвечает этика: «как правильно жить».

Одна из важных этических отраслей – это теоретическая этика. Она занимается исследованиями теоретических вопросов, связанных с этикой, моралью и нравственностью. Изучает историческое развитие, социальную роль, происхождение, закономерности функционирования и другие аспекты нравственности и морали. Результаты исследований этой отрасли этики, а так же некоторыми другими науками, такими как: психология личности, логика, логистика, социальная психология и социология – вывели направления трех видов исследований этики. Метаэтика, нормативная этика и прикладная этика.

Метаэтика – философские исследования начала и средины ХХ века, которые в основном анализируют саму этику. О структуре, предмете и направлении этики в словарях, учебниках и справочных как раз таки и занимается метаэтика. Методами, которыми пользовались исследователи, заключали в себя логико-лингвистический анализ (это язык тела, формы и правила этическо-нормативной логики). Как и в каждой науке, в метаэтике есть вопросы и проблемы, которые и пытаются выяснить исследователи. Главные вопросы и проблемы, согласно таким исследователям, как Бернард Розен и Ричард Гарнер, совмещают в себе составляющие: значение и природа моральных суждений, а так же как можно обосновать моральные суждения.

Для того, чтобы более раскрыть суть этих учений, можно сказать, что они задаются вопросом «что такое хорошо, а что такое плохо?», «что правильно и что не правильно?»… и вообще, можно ли знать, что хорошо, а что плохо?

Эти три главных вопроса, которые представили Розен и Гарнер, являются независимыми. То есть даже если ответить на один из них, можно получить ответ и на другие.

Чтоб ответить на эти вопросы, были созданы семантические и обосновательные теории.

Главное понятие в метаэтике, это моральные суждение. Это элементы морального языка, которые используются в высказываниях, выражениях нравственности в форме оценки и предписания. Первое исследование в метаэтике считается исследованием Джорджа Э. Мура «Принципы этики». Работа об автономной этике. Он доказывал, что этика не может быть основана на каких-то других реальностях, а так же на религии.

Есть два термина, которые достаточно сложно запомнить: нонкогнитивизм и когнитивизм. Это два направления в метаэтике. Нонкогнетивизм поставил под сомнение сам факт существования этики, как науки. Допустимо ли называть этику наукой, или нет. А так как это когнитивитсткая отрасль, ученые подключили представления общей социальной психологии, социологии, философии, биологии и т.д. для решения этого вопроса. В итоге, когнитивизм всегда господствовал в истории общей философии и никогда не требовал обоснований для и так очевидных вещей.

Нормативная этика – это тоже одно из направлений этических исследований. Если метаэтика исследовала моральные суждения, то нормативная этика (уже исходя из названия), исследовала существующие нормы морали и различные моралистические учения. Нормативная этика занимается поиском принципов, которые управляют и регулируют поведение человека, оценки нравственности и так же правила, которые могут стать общими принципами для всех случаев и всех норм поведения.

Главная цель, которую ставит перед собой нормативная этика – это поддержание нравственных ценностей, а так же выставляет нормы поведения в жизненных, бытовых ситуациях. Нормативная этика так же интересна критически мыслящим людям, чего нельзя заметить в морализаторстве, потому что она использует только доводы, аргументы и доказательства, аппелируя к разуму и формируют нравственные формы поведения. Рассуждения о положении морали, превращают из внешних чувств, во внутренние, которые мотивируют поведение.

Уже использовались ранее эти два термина: когнитивизм и нонкогнитивизм. Так вот нормативную этику можно рассматривать с этих двух позиций.

С точки зрения когнитивизма, нормативная этика никак не различается с моралью, знания о морали и мораль не смешиваются. С точки зрения нонкогнетивизма, нормативная этика – это частица морального сознания.

У нормативной этики были такие направления: эпикуреизм, стоицизм, гедонизм, и из современных направлений – утилитаризм, консеквенциализм и деонтология.

Если кратко о каждом, то эпикурейцы искали счастья, чтоб быть счастливым. Для этого надо избавиться от желаний, удовольствий и жить честно и скромно. Стоицизм гласил, что главная цель человека, это жить в гармонии с природой. Все безнравственные поступки – это путь к саморазрушению. Правильные поступки и умеренные желания – вот, что главное для стоиков. По этическому учению геодонизма, физическое удовольствие , с избеганием боли, является смысл жизни. В современных направлениях говориться о том, «что правильно, что не правильно», о моральных ценностях поступков, о проблемах нравственности и морали и о превосходстве удовольствия над болью.

Последнее направление этических исследований это прикладная этика. Она изучает более современные проблемы, которые стали неотъемлемой частью нашей жизни (смертная казнь, аборт, искусственное оплодотворение, эвтаназия и т.д.).

Как правило, практическая этика исследует частные проблемы, используя нормативную этику для помощи в правильном моральном выборе той или иной жизненной ситуации.

Прикладная этика воспринимается учеными, как новый этап развития этики, как отросли философии. Так в ней уже собрались такие направления этики, как компьютерная, медицинская, информационная, экономическая , экологическая, биоэтика и бизнес-этика.

Подбивая итоги, можно сказать, что у этики есть три основных направления исследований:
метаэтика;
нормативная этика;
прикладная этика;
которые сформируются либо на протяжении веков (как нормативная этика), либо только начали формироваться (как прикладная этика). Все учения сводятся к определению слова, что такое «этика» — наука про мораль. Во всех направлениях, первым термином как раз была мораль и нравственность. Это то, чему и учит нас этика, как таковая. Правила и нормы, что правильно, а что нет, что хорошо, а что плохо.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.